Бытует мнение, что Теория Относительности была разработана в противовес Теории эфира Николы Теслы, чтобы отвадить научное сообщество от мысли о возможности бесплатного и повсеместного получения «всего из ничего», а точнее, «энергии из эфира». Эйнштейн имел богатых покровителей, которые обеспечили учёному и его детищу хорошую рекламу. Что касается Теслы, то после его загадочной смерти многое из документации об экспериментах с эфиром исчезло. И на арену мировой науки уверенно вышла Теория относительности, и вслед за ней − квантовая механика. Эти разделы физики имеют целью разглядеть нити, из которых соткан мир, и понять принцип, по которому создаётся это вселенское «полотно». С помощью объединения двух теорий, т.е. разработки «теории всего», автор одноимённого фильма в главе «Вселенская структура» пытается приблизиться к разгадке тайны происхождения человеческого сознания.

Кванты. Мельчайшие единицы Вселенной, по мнению квантовой механики. Их поведение часто трудно объяснить стандартными физическими законами. Они являют собой причину таких феноменов, как фотоэффект, комптоновское рассеяние, квантовая сцепленность (или запутанность)… Квантовая механика смотрит на всё, в том числе человека и его сознание,глазами кванта. Эксперимент с двумя щелями открыл феномен корпускулярно-волнового дуализма; многие учёные считают, что уже само наблюдение за элементарной частицей придаёт ей свойство так называемой материи, а когда мы не наблюдаем за частицей, она проявляет себя как волна. Наше сознание, как всё во Вселенной, состоит из квантовых частиц и влияет на поведениеквантов «внешней среды».

Вдобавок к феномену корпускулярно-волнового дуализма, существует другая особенность квантов. Вернер Карл Гейзенберг (1901-1976), один из основателей квантовой механики, называет невозможность определить точную скорость и место в пространстве любой элементарной частицы «принципом неопределённости»: если положение электрона определено, невозможно узнать его скорость в этот момент, и наоборот. Учёный объяснил это явление применительно ко всему сущему так:

То, что мы наблюдаем, это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в котором она представляется нам благодаря нашему способу постановки вопроса [4, 14:46].

Иными словами, реальность создаётся наблюдающим его умом. Подобное понимание мира приближает нас к специфическому взгляду философии и некоторых конфессий, например, буддизма, на происхождение Вселенной и мистику человеческих способностей.